Эссе
Я - учитель
Уважайте незнание
ребенка! Уважайте труд и познание! Уважайте незнание и слезы! Как ребенок
сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной и
ответственной жизнью?
Пусть ребенок
узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не
выучивает науку, а выдумывает ее.
Жить – вот ремесло,
которому мы должны учить его.
Януш Корчак
Я
– учитель, я – первая учительница. От меня зависит, как сложится дальнейшая школьная
(да и взрослая тоже) жизнь ребёнка: сможет ли он преодолеть неизбежные
трудности, взять те высоты, которые предложат ему обстоятельства.
В
педагогике я уже 31-й год. Мой приход в школу не случайный, а хорошо
осмысленный: моя мама Ходощук Людмила Александровна была учителем начальных
классов. Она буквально жила своей работой, своими учениками. Мама умела увлечь
детей, она и меня вовлекла в профессию, хотя, признаюсь, я поначалу и не
подозревала, насколько непрост труд учителя.
Начиная
работать, я переживала, как же я смогу в течение многих лет повторять одно и то
же с периодичностью в три года. Однако я
счастлива, что зря опасалась повторений
в своей педагогической практике.
Еще
будучи студенткой, я с упоением зачитывалась «Педагогической
поэмой» А.С. Макаренко. Для меня он был
выдающейся личностью, великим педагогом. Навсегда запомнила его слова:
«Отказаться от риска, значит отказаться от творчества». Потому-то на протяжении всего своего
педагогического пути творческое начало в своей профессии считаю приоритетным.
Учитель просто не может не быть творческой личностью, он должен постоянно
находиться в творческом поиске, он, как артист, как художник, обязан найти
что-то свое, неповторимое; порой идя на
риск, должен открыть те тропинки, которые приведут его к душам детей, по
которым и дети потянутся к нему.
В
своей практике я опробовала многие педагогические технологии. Свою работу в школе я начала с преподавания в традиционной системе, но уже тогда я знала,
что необходимо создавать условия для реализации индивидуальных способностей
ребёнка. Дети хотят быть понятыми и принятыми, жаждут успехов, интересной и
весёлой жизни. И учиться они, без сомнения, хотят. Но только в том случае, если
это учение будет – с увлечением! Вот я и старалась сделать учение моих
мальчишек и девчонок именно таким! А еще пыталась передать им свою любовь к
учительской профессии. Три моих ученицы
из первого выпуска стали успешными учителями, две из них – учителя начальных классов.
Справедливости ради надо отметить, что труд педагога в те времена ценился в
обществе гораздо больше, чем сейчас.
Посчастливилось
мне работать по системе гуманной педагогики Ш. Амонашвили. С интересом
прочитала его книги «Здравствуйте,
дети!», «Как живёте, дети?». Главное,
что вынесла из опыта работы этого замечательного педагога, – атмосфера воспитания должна основываться на доверии и
любви. А любить ребёнка – значит уважать его личность. Несомненно, этот опыт
незабываем, он обогатил меня в моей профессии.
Следующий
шаг – работа по системе развивающего
обучения Л.В. Занкова. Это был очень
интересный опыт. Я полностью приняла эту систему, с увлечением работала, стараясь
определить «зону ближайшего развития» каждого ребенка.
Но
высшим пилотажем считаю систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Опираясь на учение Л.С.Выготского, Д.Б. Давыдов создал, я считаю, уникальную,
всегда актуальную, умную систему обучения. Не скрою, не сразу я поняла и
приняла её, ведь так случилось, что первый год я работала по данной технологии без
подготовки, так сказать, «на ощупь». Многое было просто непонятно. Но я закончила
СибИРО (Сибирский институт развивающего обучения) в г.Томске, что,
несомненно, помогло мне в моей практике. Без преувеличения хочу сказать, что я
училась вместе с детьми – училась быть не просто носителем информации,
вкладывать в учеников знания, умения, навыки, а вести урок так, чтобы сами дети
(вместе со мной!) являлись полноправными участниками учебного процесса. Осваивала стиль общения с детьми, принципиально отличный
от того, к которому я привыкла за годы работы, который был абсолютной нормой в
традиционном обучении и от которого (на каком-то
интуитивном уровне) порой так хотелось отступить. Училась общаться с учениками «на
равных», понимать и принимать точку
зрения ребенка (порой очень неординарную).
Я
научилась импровизировать на уроках, не бояться отступать от плана, исходить от
актуальных (часто неожиданных) действий учеников. А наградой мне за моё
преодоление самой себя были пытливые, понимающие глаза моих ребят, готовых
размышлять, анализировать, сотрудничать со мной и с товарищами, верящих в меня,
а значит, – моих единомышленников, готовых и дальше принимать учебные действия,
ходить в школу, чтобы овладевать умением
учиться с готовностью, с радостью.
К
сожалению, проработала я по системе Д.Б.
Эльконина-В.В. Давыдова лишь три года. Но опыт, приобретенный в РО, до сих пор
не позволяет мне работать «по старинке». Дети для меня и сейчас не сосуды,
которые нужно наполнить, а факелы, которые необходимо зажечь. На уроках я
пытаюсь создать атмосферу СО-трудничества, СО-творчества, СО-переживания, т.е.
стараюсь быть не РЯДОМ с детьми, а ВМЕСТЕ!
Принять
стандарты второго поколения не стало для меня проблематичным: принципы их мне понятны, они органичны для меня. Ведь в
основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход; об ученике говорится как о
субъекте обучения, задача учителя – создавать учебные ситуации, при которых ребёнок
овладевает универсальными учебными действиями – умению учиться, то есть
приобретать способность самовыражаться и самосовершенствоваться путём
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. После работы в
системах РО это не было для меня чем-то новым.
Да,
времена меняются, со временем меняется и подрастающее поколение. С
введением ФГОС образовательное
пространство стало более доступно: знания не обязательно получать – их можно
найти. Сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых
знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих
способностей, самостоятельности, мышления и инициативы. Новые стандарты дают
педагогу возможность использовать в своей практике разнообразные методы и формы
работы, включать инновационные
технологии, использовать новые подходы к обучению.
Мое
кредо – диалог с детьми: только через эмоции, интерес, увлечённость можно
научить ребёнка мыслить, анализировать, рассуждать. Я стараюсь быть честной с
детьми, искренней, не боюсь показать, что сама не всё знаю, но умею учиться
добывать информацию. А если человек способен к саморазвитию, умеет через
приобретенные способы решения задач выходить на новое, – ему по плечу любая
учебная ситуация, он всегда шире остальных смотрит на проблему, умеет быть
толерантным, креативным человеком – критически мыслящим, ищущим новые идеи,
способным слушать и слышать других людей, умеющим сопереживать.
Моя душа ликует, когда я начинаю видеть в
глазах детей настоящий интерес, пытливые огоньки, когда руки их тянутся вверх,
чтобы высказать свою точку зрения, зачастую отличную от других (даже и от моей).
Мы учимся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения, делать
предположения – и ведь не забудешь то, что «открыл» сам. Конечно, не все дети
сразу включаются в учебный процесс, некоторым ученикам еще и в третьем классе
спокойнее действовать по образцу, и они ждут от меня чётких объяснений и
рекомендаций. Но я каждый день, каждый урок «отвоёвываю» новых единомышленников
среди моих милых учеников. Пытаюсь достучаться до сердца каждого ребёнка, найти
ту заветную кнопочку, которая позволит превратить маленького человечка в моего
соратника, друга, умеющего пойти со мной, верить мне.
Да,
любить детей – это сделать всё, чтобы
они выросли самодостаточными, настоящими личностями, умеющими самостоятельно
преобразовывать свою жизнь по мере необходимости, стать востребованными и
успешными. Именно в этом я вижу свою конечную задачу как педагог.
Я
отдаю сердце детям, а они мне открывают свои души – я дорожу этим. Мои мысли и
чувства работают в одном направлении: что я могу ещё как учитель, как человек
сделать для своих малышей, чтобы научить их учиться и не раздружить со школой?
Постоянно соизмеряю степень своей требовательности и чуткости, строгости и
доброты, уверенности и мягкости. Я – учитель, пока я могу быть на равных с
детьми, понимать и принимать их, пока сама могу и хочу учиться вместе с ними,
быть для учеников примером во всём, суметь повести их за собой.
Я
до сих пор учусь. Учусь вместе с детьми. До сих пор, подходя к школьному
крыльцу, испытываю волнение, ведь ни один день в школьной жизни не похож на
предыдущий. Каждый день на меня устремлены глаза моих детей. И каждую минуту я
помню – это будущее России. И от моих ребятишек зависит, как буду жить я сама, мой сын, мои будущие
внуки. А потому и стараюсь посеять в
души моих мальчишек и девчонок ростки прекрасного, чтобы со временем все
это взошло добром и дало хорошие плоды.
|
Отличный блог! Талантливый учитель! Желаю победы!
ОтветитьУдалитьУдачи, Галина Анатольевна!
ОтветитьУдалитьУдачи в конкурсе!
ОтветитьУдалитьУдачи в жизни! Блог замечательный, нужный, полезный!
Блог очень интересный! Творческих успехов, удач!
ОтветитьУдалитьЯ еще раз убедилась в Вашем профессионализме, поддержиаю во всем!
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна, желаю вам успехов в конкурсе))
ОтветитьУдалитьВсем спасибо за поддержку!
ОтветитьУдалитьУ Вас есть и талант, и профессионализм...желаю УДАЧИ и ПОБЕДЫ!
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна! Творческих Вам успехов! Победы в конкурсе! То, что Вы- прекраснейший Учитель, можно уяснитьь из Ваших уроков, умения общаться с детьми и видеть в каждом ребенке ЛИЧНОСТЬ. Спасибо за прекрасный блог и чудесный материал.
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна! Мне, учителю, отдавшему школе 40 лучших лет жизни, близок и понятен Ваш подход к детям, Ваша жизненная позиция: жить интересами ребят, любить их, учить, уважая и радуя!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за труд, творчество! Успехов и победы!
Галина Анатольевна, Удачи и победы!
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна! От всей души желаю вам ПОБЕДЫ! Я за Вас болею!!!
ОтветитьУдалитьУважаемая Галина Анатольевна! Я не сомневаюсь в ваших профессиональных и человеческих качествах, желаю вам победы. Мы с вами!!!
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна, мне очень понятны и близки все Ваши идеи, так как я на протяжении многих лет занимаюсь проблемой развития творческих способностей детей. Работа эта очень интересная, но в то же время требующая от учителя больших вложений знаний, терпения, опыта и собственной души!
ОтветитьУдалитьБлагодарю Вас за интересные материалы, прекрасные находки! Творческих успехов Вам и Вашим воспитанникам!
Дорогие коллеги! Спасибо за добрые слова. Ваша поддержка дает мне силы в моих начинаниях! И Вам всем творческих успехов!
УдалитьГалина Анатольевна, верю в Вас, желаю профессиональных достижений и творческих успехов! От всего сердца желаю Вам ПОБЕДЫ!
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна! Семь футов под килем! Коллектив гимназии верит в Вас и желает Вам удачи!
ОтветитьУдалитьСегодняшний день конкурса - не последний день нашей поддержки вас Галина Анатольевна! Много еще впереди и, надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжено.Желаю Победы не только в конкурсе, но и во всех начинаниях, а я буду рядом.
ОтветитьУдалить